DA2008:Есть только догадки:
1) В штабном тусуется больше работников ЖД, меньше пассажиров;
2) Работники ЖД, обслуживающие штабной вагон, более квалифицированные;
3) Вагон в штабной ставится поприличнее, получше, поновее, а в остальных вагонах возможны какие-то незначительные недочёты (засорённость системы, плохоработающие коммутаторы, краны, шумноработающий вентилятор и прочее, что заставляет проводников при использовании и эксплуатации отклоняться от инструкции);
4) Штабной оказывается в середине поезда, что тоже может влиять в холодное время года.
Всё это больше влияет от типа вагона, а не от фирменности поезда и похоже вопрос с отоплением в холодное время года будет всплывать до тех пор, пока квалификация проводника будет недостаточная, что бы справиться с заморочной системой отопления и вентиляции и пока старые вагоны не выйдут из оборота.
Я думаю, что, скорее, имеет место пп.1 и 4. А вот п.3 часто опровергается. Штабы, в основном, если поезда нефирменные, -- шоколадные Аммендорфы, а вот соседние могут ехать и более новые тверчане, бывает даже с кондеем, но вот на температуру это, увы, не влияет.
А вот про квалификацию проводников - очень похоже на правду. Кто идет работать в эту профессию и насколько этому "специалисту" по силам разобраться в системе отопления вагона?
Вспоминаю, как однажды ехал на 52-м поезде МСК-СПб в премиумном вагоне. Дело было не зимой, но стояла духота. А там в купе не окон нет, не вентиляционной решетки внизу двери, то есть полная герметичность. 4 человека, естественно, задыхаемся. Иду к проводнику. Она начинает рассказывать сказку, как замерзают пассажиры, поэтому она выключила. В другой раз еду в таком же вагоне, но уже у нормального проводника, спрашиваю про систему отопления. Она говорит, что в таких вагонах вообще нет проблемы, температура и приток воздуха регулируется из купе проводника ПРОСТО ВЫСТАВЛЕНИЕМ определенных параметров.