В этом разделе мы с удовольствием почитаем и обсудим Ваши железнодорожные путешествия. Расскажите нам, пожалуйста, не только о каком-либо поезде, а путешествие в целом, с рассказами о посещённых городах, работе вокзалов, порядке пересадок, организации ночного отдыха и т.д. Пишите о том, что может пригодиться путешественнику по железной дороге.
#772983 БАРСИК 24 июн 2023, 12:26
МВт:
БАРСИК: А куда тратить баллы за посещение?
Ну, призы всякие могут давать в туристско-информационных центрах. Зависит от места, это всё хорошо работает на северо-западе, но даже в Ярославской области почти ничего не включено в эту программу. Надо ехать хотя бы в Псков, Новгород, Вологду, ну или севернее.
Интересно.
#772986 МВт 24 июн 2023, 12:34
lopik: что про еду ничего не пишете? что ели там?
Ну а чего писать про борщи и котлеты в столовой?) А двукратное употребление арктической кухни произошло уже в Мурманске и Териберке, и обошлось в жуткую сумму...

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#773030 МВт 24 июн 2023, 22:56
Часть V (маленькая) - электричка в Мурманск и история заполярного пригорода

К настоящему времени мурманский пригород состоит из... одной-единственной электрички Кандалакша - Мурманск. Причём она получается очень дальнобойной, едет 277 километров за 6 часов. Раньше (во времена, когда электричек было много), как я понял, из Мурманска электричка ехала не дальше Апатитов. Поправьте, если это не так. Нынешняя ещё и не является ежедневной - ходит только с пятницы по понедельник. Но и это не худший вариант - какое-то время (тоже забыл, какое) пригорода вообще не было. Ещё периодически вводится "Лыжная стрела", которая утром едет в Апатиты, а возвращается в Мурманск вечером, она ходила до 30 апреля. В общем, пригородная жизнь теплится, но, помня о недавнем и давнем прошлом, хочется вместе с Софией Ротару пропеть "этого мало".

На середину 1980-х сообщение имелось на всех без исключения ответвлениях от магистрали. Из Кировска в Апатиты ходило 4 пары в сутки. Имелась одна пара поезда Кандалакша - Ковдор и Кандалакша - Алакуртти. Ну и по поводу Мончегорска информацию сообщил товарищ Нил в рамках этой темы. А в прославленный фильмом "Мужики!.." Никель ездил целый поезд из Москвы, подумать страшно! Его можно увидеть в расписании 1984/85, причём меня удивили две вещи. Во-первых, поезд заезжал в Мурманск, хотя из карты следует, что необязательно заезжать даже в Колу, а во-вторых, 186 километров до Никеля преодолевались за 7 часов 21 минуту :=-O: От никельского ответвление есть ещё одно ответвление Луостари - Печенга, там ходил грузопассажирский поезд. Но рухнуло всё это довольно давно. В 2011-м году всемогущий Варандей застал поезд до Никеля, потом поезд был урезан до станции Нял, и в этом виде умер в 2015-м. В общем, судьба у пригородных поездов во всяческие тупики незавидная. В эти тупики порой даже и ехать неохота - мне 7 часов в вагоне приятнее трёх в маршрутке, особенно, если это действительно маршрутка, а не автобус. Но это субъективное мнения ценителя - сегодня даже выигрыш в цене не позволяет пригородному поезду отвоевать пассажиропоток у презренных четырёхколёсных.

Я ехал из Оленегорска в Мурманск в пятницу, и электричка о четырёх вагонах была не очень-то населена, притом, что разница в цене с автобусами почти двукратная, и отставание по времени небольшое. В самом Оленегорске село человек 10, а в последнем вагоне, куда сел я, кроме транспортной безопасности и контролёров находились также порядка 10 людей, причём почти всем было примерно 18 лет (студ. льготы, надо полагать, везде действуют?). Вот как бывает - в былые времена хотелось, чтобы в электричке народу было поменьше, дай бог там получится посидеть! А теперь радуешься, когда там хоть кто-то ездит, а то ведь не ровен час отменят...

Сама электричка была не первой свежести. Салон ещё ничего, но туалет подкачал. Доехали бы туда какие-нибудь ЭП3Д, или что-нибудь отремонтированное постарше из жирных столиц.


Пейзажи за окном таковы: сопки, озёра, густой, но мелкий лес



Где-то пробиваются достаточно высокие для снега горы

Здесь ехать по-своему интересно. Как я уже говорил, Мурманская область широко урбанизирована, и промежуточные пункты либо являются полноценными городами, либо там нет почти ничего. От Оленегорска до мурманских предместий остановки примерно вот такие. Но это не мешает строить второй путь. Правда, дальше земляных работ ничего не видно.

Электричку я сфотографировал на станции Шонгуй, где была стоянка для пропуска "Арктики". Здесь обнаружился интересный памятник - непомерно задранный вверх МиГ-15. Причём, со станции он выглядит торчащим посреди сплошного леса, хотя на самом деле там полноценный мемориал.

На этой же станции произошло неожиданное. В вагон заявился сладкоголосый проповедник адвентизма, выглядящий сущим молодым Иисусом. Он перекинулся парой слов с контролёршами, они, очевидно, его уже знали, и спустя некоторое время запел о просветлениях от связи с отцом-созидателем, после чего пытался впарить книгу "Великая борьба". Надо отдать должное, денег не требовал, и наоборот, настойчиво от них отказывался, однако же настроение этот раб божий мне немного испортил. А между тем, Мурманск приближался.




За окном бурлила река Кола. Не доводилось мне бывать в местах с такими реками, и здесь подобное я увидел в первый раз. Ну, может быть, видел, но не замечал.

Станция Выходной

Здесь мы уже подъезжали к городу Кола. Он мог бы сойти за отдалённый район Мурманска, но является отдельным городом, основанным на 400 лет раньше...



Мурманск встречает разнообразной промышленностью в прибрежной зоне


По итогу из электрички вышла немалая аудитория, оказалось, что в последний вагон мало кто сел. На подъезде выяснилось, кстати, что бодрая молодёжь из числа моих соседей ехала от самой Кандалакши. В 12 часов дня мы все вышли на вокзал города-героя Мурманска...

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#773032 Фыва Цукен 24 июн 2023, 23:07
второй путь там нужен не для населения, а для порта. но сейчас всё пошло на восточный полигон, так что не знаю, как там будет проходить дальнейшее одвухпучивание, и будет ли оно происходить вообще.
#773034 seriyshanson 25 июн 2023, 00:03
МВт: Часть III - Мончегорск

Об этом городе я узнал при интересных обстоятельствах - во время прочтения увлекательного рассказа Сергея Болашенко о своих злоключениях в неудавшейся арктической экспедиции 1997-го года, в ходе которой он попал здесь в "детскую тюрьму". Надеюсь, что когда-нибудь на здании мончегорского заведения для юных правонарушителей появится памятная табличка о заключении в ней С.Д.Болашенко (Логачёва). В общем, не самое располагающее знакомство, надо сказать, но времена нынче вроде бы как другие, и участь отважного исследователя мне не грозила. Однако и без его истории репутация у города неважная.

По меркам Мурманской области, в которой жизнь вообще очень новая по историческим меркам, Мончегорск немолод. В качестве посёлка он появился в 1935-м, когда Советская Власть, опираясь на минералогические изыскания учёных (в первую очередь - А.Е.Ферсмана), взялась за освоение несметных богатств Кольского полуострова, в данном случае - медно-никелевых руд. В 1937-м Мончегорск стал городом, а ещё через 2 года новый комбинат "Североникель" выдал этот самый товарный никель. Кроме меди и никеля он стал производить ещё и кобальт (сопутствующий двум предыдущим), и эта триада нашла отражение на советском гербе города.

Сегодня в Мончегорске живёт чуть меньше 40 тысяч человек - это 4 место в области после столицы, Апатитов и Североморска. На пике развития Мончегорск населяло почти 69 тысяч, и лично мне трудно понять, чем вся эта толпа тут занималась, если "Североникель" никуда не делся. Вряд ли цветная металлургия так сильно развилась, что для поддержания технологического процесса нужно настолько меньше работников. При этом в городе всё-таки наличествуют небольшие призрачные промзоны, намекающие на то, что раньше здесь могло работать что-то ещё. А неважная репутация складывается, конечно, из-за главного работодателя, который, дескать, выбросами серы (её содержит руда) отравил весь город. Мне доводилось видеть комментарий в ЖЖ на эту тему, где Мончегорск выставлялся чем-то инфернальным, вроде Норильска. Я в это изначально не верил, но при общении с администратором гостиницы в Полярных Зорях услышал, что-то типа "там дышать нечем". Тем интереснее было узнать, как оно на самом деле.

Увы, добираться из Зорь в Мончегорск пришлось не как человек, а на презренном автобусе. Железная дорога в городе, конечно, есть, с 1936-го года. Но представляет она из себя 32-километровое ответвление от Оленегорска, которое, хотя и электрифицирована, но пассажирского сообщения лишена. Я не так давно находил какие-то данные, по которым оно существовало. Сейчас её откопать едва ли возможно (просто не представляю, как вывернуться, чтобы яндекс понял, что я ищу исторические данные, а не пытаюсь просто уехать из Мончегорска), но вроде бы в начале 1990-х пригород ходил из Мончегорска в Оленегорск. Так или иначе, всё это в далёком прошлом. Станция находится на отдалении от города, и с автомобильной дороги можно было что-то там разглядеть, даже сооружение, служившее, вероятно, вокзалом. Но добраться туда сравнительно непросто, тогда как автовокзал находится в центре.

Чем особенно плохи автобусы, так это тем, что в них нельзя быть на 100% уверенным. Всё, что ходит по Мурманской области, отсутствует в Яндекс-расписаниях. Правда, в картах автобусы таки значатся, к тому же удалось найти местный сайт, который с данными из карт согласовывался. Оттуда выходило, что из Полярных Зорь в Мончегорск можно попасть на автобусе 225 Кандалакша-Мурманск. Но оказалось, что в Зорях про него почти никто не знает, во всяком случае, администраторов гостиницы я им сильно озадачил, и озадачился сам. Конечно же, никто из них отродясь в Мончегорск не ездил. Ну а зачем, если там дышать нечем? Правда, спасибо одному из администраторов, она потом через свою дочь подтвердила, что 225 автобус таки существует.

Чтобы попасть на него, пришлось вставать в 5 утра. Хорошей новостью оказалось то, что он отслеживался по яндекс-картам, а плохой новостью стала сущность автобуса в виде издевательской маршрутки с совсем маленьким числом мест (чуть больше 10). Да ещё и билет мне продали вместо Мончегорска в Оленегорск. Деньги оказались бешеные - 544 рубля, тогда как на электричке из Зорь в Оленегорск можно добраться за 266. Ехать в гадской маршрутке было совершенно неинтересно, поскольку мест у окна не оказалось, да и не видно через них ничего - всё запотевшее. Неоднозначным развлечением стал разговор двух попутчиков, ехавших как раз в Мончегорск из Кандалакши. Обсуждали они сначала актуальные три буквы, а потом разные аспекты местной жизни. Занятным показалось рассуждение о бесперспективности пчеловодства в условиях полярного дня. Дескать, пчёлы без темноты не засыпают, а им надо отдыхать, но они не спят и умирают от усталости. Ну и надо сказать, что развитого пчеловодства в Мурманской области действительно нет.

Итак, город. Здесь уже совершенно другой дух, чем в Полярных Зорях. Не в смысле запаха серы с комбината, его я, вообще-то, ни разу и не почувствовал, а в переносном смысле. Всё посерьёзнее и посуровее. Мончегорск, как вообще многие города области, состоит из трёх частей - изначальной сталинской, хрущёвской и брежневской. Хотя за свою историю город раскинулся довольно широко, главной улицей остался преимущественно сталинский проспект Металлургов. Там, к слову, располагалась моя гостиница. Проспект довольно широкий, и по обе стороны дороги обсажен деревьями в два ряда, между которых можно ходить. Обратите внимание - деревья жиденькие. Такие тут, в основном, и растут. Их много и плотность высокая, но высокими и толстыми они не вырастают.


В начале проспекта при въезде стоит памятник покорителям Монче-тундры. Вообще, "Монче" в переводе с саамского языка означает "красивый"!

Домики на проспекте по-сталински пафосные, и довольно ухоженные.


Городская библиотека. В скверике оказался "скворечник" для бук-кроссинга, я даже пару книжек унёс.


Перед ней стоит забавная такая штучка, из которой складывается жизнеутверждающий девиз "Знание, Любовь, Родина, Пушкин".


Остановка напротив продолжает книжную тему:

Один из символов города - памятник лосю. Здоровый такой лось, больше настоящего

Южнее проспекта Металлургов сталинки поскромнее



Ещё тут отгрохали местный "бродвей" - благоустроили Стахановскую улицу. Она начинается памятниками, связанными с присвоением городу звания "город трудовой доблести". А дальше идут всё те же скамеечки, фонарики, а ещё качельки-скамейки. На фотографии улицы они дальше.




Сталинская часть Мончегорска напомнила мне Северодвинск, только в последнем она существенно больше. Правда, несмотря на более суровую широту, Мончегорск показался мне зеленее. А ещё одна интересная особенность - здесь почти нет деревянных домов, единственный я видел в глубине одного из дворов. Вряд ли их не было изначально, но похоже на то, что в 1950-х город был перестроен, и лишился большей части деревянных построек. Так или иначе, это производит очень хорошее впечатление. Деревяшки, сколь удобными они бы не являлись в момент создания, в 21 веке в подавляющем большинстве случаев смотрятся скверно, да ещё и на Севере...
Я учился в Мончегорске, так лосю после защиты диплома студенты политеха яйца красили, не знаю, как сейчас с этой традицией.

Дайте людям свободу выбора категорий вагонов.
(с) Прошу поддержать )))
В сети
#773101 МВт 25 июн 2023, 18:51
Часть VI - Мурманск



Мурманск - самый крупный заполярный город в мире, даже с нынешними 267 тысячами населения. Наверное, это самая убедительная его характеристика. Будучи основанным за год до Революции, он значительно моложе большинства российских городов вообще и столиц субъектов в частности. Должен сказать, что на меня молодость производит большее впечатление, чем древность. Ну вот, скажем, не так давно домашний Рыбинск сделали почти тысячелетним, но какого бы то ни было трепета я от этого не испытываю. По-своему интересно было однажды посмотреть на ростовский кремль, но мысль, что вот здесь жили люди тысячу лет назад не так занимает, как мысль, что 100 лет назад тут почти ничего не было. Есть, в общем, такие ощущения...

Все города можно делить на две категории - у которых есть ярко выраженный центр с большой площадью, и у которых такового нет. Мурманск относится к первой категории. Центральной здесь является площадь Пяти Углов, архитектурной доминантой которой является гостиница "Арктика" (1984). В ней останавливался Виктор Цой и скончалась Динара Асанова.

С другой стороны ещё один отель "Меридиан", рядом с которым наградной барельеф города


От площади отходит проспект Ленина, выполненный по канонам сталинского ампира. Светло-голубые дома называют здесь "капитанскими".

Тут есть стела, посвящённая присвоению Мурманску звания города-героя (1985)

А рядом интересная табличка об установлении Советской власти. Интересная очень оптимистическим заявлением в конце. Эх, не знали товарищи, как всё выйдет...

Между "Арктикой" и вокзалом есть сквер с необычными фонтанами и авангардистским памятником жертвам интервенции - характерное сооружение для севера


Тут же находится художественный музей. Посетив его, я пожалел лишь о том, что оставил телефон в гардеробе, поскольку там была потрясающая выставка картин местных художников с портом, судами, кранами и вообще судоходной тематикой.

За сквером находится вот такое причудливое сооружение на реконструкции. С ходу я не мог определить его назначение в отсутствии всяких вывесок. Оказалось, что это кинотеатр "Родина" (я словил читинский флешбек - там тоже есть бывший кинотеатр "Родина"), построенный в 1948-м, из которого планируется сделать "культурный центр".

Уже по традиции данного путешествия я заснял стадион - стадион Профсоюзов. Кому-то это покажется странным, но заполярный Мурманск - город футбольный. Команда мастеров "Север" играла во второй лиге в советские времена и поиграла на рубеже 00-10-х уже в современности. Сейчас играет в третьей лиге. Отсюда же видно и "Родину", и "Арктику".

Спортивную тему продолжают бассейн и ледовый дворец. В последнем играет команда НМХЛ


Перед входом на стадион стоит незаурядный памятник Анатолию Бредову - герою СССР, защитнику Заполярья, погибшему в 1944 году.

По другую сторону улицы очень красивое, как мне показалось, здание областного правительства с развевающимися флагами. Флаг у Мурманской области тоже очень красивый. А слева, если присмотреться, можно увидеть нависающую над центром девятиэтажку. Для многих портовых городов характерны большие перепады высоты, когда дома стоят каскадно, на разных уровнях. Центр Мурманска является в нём самым низким местом.

Находящееся рядом здание напоминает конструктивизм. Об этом не широко известно, но Мурманск в годы ВОВ подвергался серьёзным бомбардировкам, и сильно пострадал. Целых домов не осталось, их восстанавливали, но этот дом сохранил свои особенности.

Стадион одними воротами стоит к проспекту Ленина, другими - к улице Челюскинцев. Вот она

Тут сталинки основательные, но несвежие

А эта брежневская постройка относится к PIDу

Напротив неё расположен так называемый "Дом моряков". Сейчас он является подразделением ДК им. Кирова, который будет позже

Рядом с этим домом небольшой сквер с памятником арктическим конвоям, задействованным в поставках по ленд-лизу


Здание Мурманского морского пароходства, ныне почти что загнувшегося. Этой фирмой управляется т/х "Клавдия Еланская", работающий на пассажирской линии Мурманск - Островной. И тут нашлось место белому мишке, которые на Кольском полуострове не водятся.

Улица Челюскинцев ближе к вокзалу становится улицей Коминтерна. Не доводилось раньше сталкиваться с таким названием. А сам мурманский вокзал, по-моему, имеет очень узнаваемый вид. Он небольшой, но потребностям пассажиров соответствует

Что расположено в этом брутальном домине, я так и не понял

На улице Коминтерна стоит управление мурманского тралового флота - некогда самого могущественного предприятия не только города, но и всей области.



Перед ним находится сквер со всякими интересными стендами про прославленных капитанов-директоров (именно так они назывались), про модели траулеров, рефрижераторов и плавбаз. А вот здесь обозначены места промысла.

Всё это, конечно, внушает. В СССР было мало колбасы, но рыбные консервы наличествовали массово, поэтому можно уверенно сказать, что вся эта армада БМРТ, БАТ и РТМ не зря бороздила океанские воды. В каком-то виде траловый флот работает и сейчас, во всяком случае здание выглядело куда как более живым, чем пароходство. Ну и кое-какие траулеры за ними записаны.

Где-то рядом можно увидеть характерную для Мурманска разрисовку трансформатора

Всё это параллельно железной дороге. В этой части отчёта фотографий по этой тематике немного, они ещё будут. Тут я заснял с виадука отправление "Арктики". А справа вверху можно увидеть главную достопримечательность Мурманска! Поход на неё, конечно, будет описан.

Улица Коминтерна становится улицей Шмидта. Тут попадаются несвежие сталинки

И дома с картинками

Шмидта с Лениным соединяет улица Академика Книповича - зоолога, ихтиолога и гидробиолога, изыскания которого явили собой научное обоснование тралового лова рыба. Академик интересовался политикой, арестовывался за участие в социал-демократической группе, содействовал Ленину. На улице Книповича находится институт имени же Книповича.


Чуть севернее этой улицы - театральный бульвар


Ещё один Ленин на здании суда. В современной России это выглядит сущим постмодерном

Дом обуви с советской мозаикой. По-моему, это именно мозаика

Возвращаемся на проспект Ленина



Ну, в этот заход всё. Продолжение следует!

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#773104 БАРСИК 25 июн 2023, 19:26
"становится улицей Коминтерна. Не доводилось раньше сталкиваться с таким названием."
В Кирове есть целый микрорайон Коминтерн.
#773105 en555 25 июн 2023, 20:17
БАРСИК: "становится улицей Коминтерна. Не доводилось раньше сталкиваться с таким названием."
В Кирове есть целый микрорайон Коминтерн.
В Туле тоже есть улица Коминтерна.
#773132 МВт 25 июн 2023, 22:20
Фыва Цукен: а почему должно показаться странным то, что, в мурманске есть футбольная команда?
В общем-то, даже в советские времена севернее Ленинграда почти никакого футбола на проф. уровне не было.

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#773275 John 3 volta 27 июн 2023, 10:43
Задвижка, градусник и первый каменный дом должны еще быть.

2024 Калининск, Й Ола, Албаба, Камышин, Раненбург, Л Озеро, Хвойная, Весьегонск, Углич, Ливны, Глушково, Невель, Свислочь, Друя
#773296 МВт 27 июн 2023, 19:19
Имеет смысл отдельно написать о полярном дне, когда солнце не заходит за горизонт. Штука эта, как всем известно, обусловлена наклоном плоскости экватора к плоскости эклиптики, то есть круга, по которому происходит видимое с земли движение солнца. Этим же обстоятельством вызваны Белые Ночи, но Ленинграду всё же далековато до Мурманска. В нём полярный день укладывается примерно в 22 мая - 22 июля. Собственно, из-за него я и взял первые 2 недели отпуска на конец мая, хотя стараюсь пораньше. У меня не сразу возникла возможность обкатать отсутствующую ночь, в смысле прогуляться, поскольку лишь в Мурманске не было необходимости рано вставать на следующий день и не хотелось спать после раннего вставания.

Правда, в Мончегорске я перед сном сделал вот такую фотографию из гостиницы, которую специально подписал. В стекле отражается люстра


А далее фотографии, снятые с 22:13 по примерно 0:45 в Мурманске в ночь с 3-го на 4-е июня. Остановка на Кольском проспекте. Это тебе не Рыбинск - троллейбусы и автобусы ходят регулярно.

Самое время воспеть мурманский общественный транспорт! Тут изумительная троллейбусная система с поразительной регулярностью и очень широкими возможностями отслеживания по карте. Подвижной состав разный - есть даже совсем старые ЗиУ, но, в основном, "Транс-Альфы". Опять же, эти не самые удачные машины ушатанные и ржавые в Рыбинске, а здесь во вполне достойном состоянии. Кстати, автобусы тоже принадлежат, как ни странно, "Электротрансу". Их состояние хорошее, есть совсем новые. Я уже упоминал про красивые мончегорские автобусы, раскрашенные в полярное сияние, здесь это тоже практикуется, хотя и не на каждом.

22:25. Кукольный театр - весьма нетривиальное здание с живыми часами, на которых видно движение шестерен. До 2012-го года являлось домом офицеров.


О доме офицеров напоминает табличка

Рядом имеется такое заведение, первый раз вижу подобное

Улица Марата. Но не здесь был счастлив когда-то хозяин "толстого фраера"

Оттуда я вырулил на "исторический центр" Мурманска. Таковым тут является квартал "Жилстрой", застраивавшийся в ранние годы Советской власти. Впервые встретилось такое скопление деревянных домов с этих краях


Но большая часть всё же каменная. Кое-что умудряются реновировать





Углубляться в этот райончик я не стал, и пошёл в сторону МГТУ, не Бауманки, разумеется, а мурманского гос. тех. университета. Встретилось такое сооружение, вдохновлённое, видимо, катарским контейнерным стадионом


В городе проводится акция "Взгляни на город глазами художника", где на остановках размещают картины, связанные именно с этим местом

Казначейство

Возле него студенческий сквер МГТУ


Само МГТУ


Закатно-рассветный двор


Вот одна из ярких мурманских фишек - термометр на 150-метровой трубе ТЭЦ. Придумали это здорово! Пишут ещё, что при минусе "ртуть" синяя.

Барельеф на хрущёвке

А это мемориал 6-й комсомольской батарее



Другая популярная в Мурманске штука - стенды с песнями про него. Круг авторов широкий, от эстрадников, до, прости господи, Вилли Токарева

В прошлый заход был театральный бульвар, а вот сам театр. Время близится к полночи

Рядом с театром сквер пограничников Арктики. Скверов в Мурманске завались

И, наконец, первый час ночи. Подтверждающие это часы на фоне трубы-термометра

Вот ещё часы на театральном бульваре

А это памятник рыбаку возле рыболовного училища. Само училище не выглядит процветающим, хотя на нём висит информация о наборе на учёбу

В этом здании на проспекте Ленина находится милиция полиция

Напротив него - довоенная школа с оригинальными украшениями на заборе


Тут же висит информация об истории школы

Между тем я продолжал удивляться, что троллейбусы никуда не делись

Мурманский Ленин стоит у обычного жилого дома

Уже продемонстрированная здесь площадь

Времени пол-первого, троллейбусы есть


Вид с улицы Шмидта на железку и портовые сооружения

Тут есть такой интересный объект, названный "Ушами Шмидта", хотя он всего один. Вращается в вертикальной оси на 360 градусов


И, последние две фотографии из ночного полярного дня. Живописная, в общем, штука...

Электричка есть душа (пост)советского транспорта

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5