Коллеги, на различных жд форумах активно обсуждаются две темы:
1) как организовать сносное дневное сообщение с такими местами как Ржев, Углич и тд?
2) как сделать так, чтобы ездящие малое количество часов составы пдс не простаивали почем зря?
Предлагаются разные варианты: запуск ласточек под тепловозами, общий оборот пдс, пускание состава из под пдс на более короткие маршруты и так далее. В частности, проблема с дневным сообщением по жд есть у Ржева, а мало ездящими в течении суток являются составы из под 741/742 Москва-Белгород. И тут возникла мысль: а что, если белгородский дневник 741/742 продлить до Ржева?
1. График
При всей кажущейся легкости (чего это стоит-то, продлить поезд по прямой дороге?) есть у идеи одно серьезное препятствие - МЦД. Оно занимает слишком много места и медленно едет. Соответственно, надо вписывать поезд в него, из-за чего некоторые нитки пригорода подвинутся. Также проблемой является небольшая пропускная способность рижки дальше Нахабино, там может возникнуть необходимость что-либо обгонять. После Манихино же прибавляются грузовые, которые там довольно часты. Так как все сразу учесть сложно, то я продумал лишь избежание пересечения с чем-либо пассажирским на участке Москва-Нахабино. Также ставилась задача как можно более быстро доехать до Зубцова и Ржева, чтобы время в пути было хотя бы относительно конкурентно с автобусом.
Итак, получилось примерно:
Белгород 12:21
...
Тула 17:40-17:42
Серпухов - добавить 2-х минутную остановку.
Москва 19:56-20:09 (тут занять нитку волоколамской электрички до Нахабино, дальше топить как можно быстрее, саму электричку подвинуть на доступное окно между МЦД попозже)
Волоколамск 22:39-23:05
Шаховская 23:30-23:32
Зубцов 00:18-00:20
Ржев-Балтийский 00:38
________________
Ржев-Балтийский 07:00
Зубцов 07:17-07:19
Шаховская 08:03-08:05
Волоколамск 08:30-08:57
Москва 11:27-11:47 (от Нахабино до Москвы по нитке мцдшной электрички, саму ее подвинуть на 6-7 минут позже)
Серпухов - добавить 2-х минутную остановку
Тула 13:59-14:01
...
Белгород 19:16
Слишком мелкие остановки решил не делать, так как это отрицательно повлияло бы на скорость и не сильно добавило бы пассажиров. Оставил из дальнего только Зубцов и Ржев как самые крупные пункты. Зато включил Серпухов, Волоколамск и Шаховскую. Серпухов - для вечернего потока из Тулы и гипопетического перемещения туристов между ним и Волоколамском. Волоколамск и Шаховская - для улучшения сообщения с Москвой, ввиду наличия сидячих вагонов тариф будет не сильно кусали, особенно до последней. Плюс идет поезд в обе стороны на этом участке в нормальное время.
Конечно, ни о каком массовом транзитном потоке курян в Шаховскую и ржевитян в Тулу речи не идет, по Москве предполагается почти 100% сменяемость. Просто удобно одним составом выполнить функцию сразу двух поездов и дать новую связь, пусть даже она будет скорее единичной. До Ржева время хода из Москвы маркетинговое - 4:29 и 4:27.
2. Какие плюсы?
Первый плюс - появление ежедневного беспересадочного жд сообщения в утреннее и вечернее время до Ржева и Зубцова - уже альтернатива могущему быть нестабильному автотранспорту, а также дополнительные возможности для вывоза заробитчан в Москву.
Второй плюс - уменьшение простоя вагонов 741/742, значит вагоны дольше выполняют профильную работу и не занимают места на Николаевке (так как обслужатся в Белгороде, а постоят во Ржеве)
Третий плюс - не нужно подгонять в Волоколамск ТЭП70БС, что было бы необходимо для теплоласты. Состав из цмв можно таскать тем, что там уже есть и не нести лишние расходы
Четвертый плюс - сохранение на Курском ходу дневной ЦМВ-альтернативы. У пассажира должен быть выбор в каком ПС и типа вагонов ехать. Да и до Ржева можно будет выбрать что-то кроме сидячки.
Пятый плюс - как и требовалось два состава, так и будет. Никакой потребности в новых вагонах.
3. Какие минусы?
Но есть и минусы, их довольно много.
Первый и самый главный - МЦД. Проезд через него отнимет много времени, что скажется до ржева сильно, а также вызовет необходимость двигать электрички, особенно это больно будет в поезде на Ржев (он отправляется с курка по проекту в 20:09) . Транзит по МЦК пока еще не открыли...
Второй минус вытекает из первого - из-за МЦД и рижки время в пути от Москвы до Ржева (чуть менее 4,5 часов) все равно будет медленнее автобусов. И хоть цена обещает быть не радикально выше шиннокопытных, но время может сыграть свою роль против пассажиропотока.
Третий минус - довольно позднее время прибытия во Ржев и точно позднее время прибытия оттуда в Москву. По другому графики было не скрестить. Но с другой стороны, для ранее утреннего прибытия в Москву есть великолукский, а вечером из Москвы мой вариант будет получше 661-го. Также время отправления из самого Ржева уже более чем комфортное. Тут надо думать, причем опытным путём проверки пассажиропотока.
Четвертый минус глобальный - на Курском и Рижском ходах немного разный пассажиропоток. Точнее, на курке четыре крупных областных центра по 300-400 тысяч, а на Рижке - несколько городов с суммарным населением немногим более 100 тысяч. И хоть на Рижском ходу поезд едет в более целевое для пасспотока время, все равно населенность будет ниже, чем на курке. А состав 741/742 - это 12-14 вагонов в среднем. Устраивать вариант с отцепкой лишних вагонов по Москве? В теории можно, но на практике на Курском мало путей, да и в пол 12 утра и тем более 8 вечера этими маневрами можно положить все диаметры нахрен. Остается гнать все вагоны дальше, но при этом сознательно оставлять их менее населёнными. Или возможен такой вариант - ограничение максимальной схемы поезда до 14 вагонов, а обычной - до 10-11. Конечно, мест на Курском ходу станет чуть поменьше, но на Рижском будет вести меньше воздуха, а также у более легкого состава лучше динамика.
Пятый минус - есть ли во Ржеве место для отстоя, мусора и (если надо) воды? Не факт.
И шестой минус - ввиду невысоких скоростей на рижке в целом поезд потеряет статус скоростного и будет скорым, с соответствующей тарификацией по ГГР. Такая тарификация хуже тем, что из-за нее цены скачут в течение года чуть ли не на треть, что на коротком участке Москва-Ржев будет очень заметно. И это будет хуже автобуса, у которого цена стабильна, то есть поезд будет в минусе в этом плане. Также исчезнет нормальная тарификация (особенно цены из Тулы в Москву) на Курском ходу, что тоже не порадует людей. Но если на курке люди за счет массовости и по ГГР поедут, то на рижке уже не факт, что людям такая лотерея с ценами зайдет. При наличии желания это все можно обойти якобы акционными, а по сути - постоянными фиксированными тарифами. Но будет ли на то воля?
Прошу экспертов и сочувствующих высказаться. Реальна или нет идея? Взлетит ли она ржевитянам или нет? Не сильно ли график лопатить придется? Надеюсь, графисты и ответственные работники ФПК на этот форум заходят))
Добавлю от себя: идея довольно экстравагантная, у нее есть как очевидные перспективы, так и явные минусы. Я бы призвал проверить ее опытным путём, погоняв состав хотя бы полный сезон, а потом сделав выводы. От ФПК не убудет, все равно вагоны стоят. С нового графика можно попробовать.