v_gildenberg: Может, какой-то пленум был ЦК КПСС. Хороший был год
Да, пленум такой был. Он проходил с 4 по 12 июля, и в результате было принято важное постановление "О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства". Пленум провозгласил важнейшей задачей партийных, советских и хозяйственных организаций в области промышленности всемерное повышение технического уровня производства. Основным условием решения этой задачи становилось резкое повышение темпов технического совершенствования во всех отраслях промышленности на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новейших машин и аппаратов.
А 3 февраля 1956г Совет Министров СССР принял постановление "О генеральном плане электрификации железных дорог", в котором назначение этого шага формулировалось следующим образом: "Совет министров СССР устанавливает, что перевод железных дорог на электрическую тягу является важнейшим звеном реконструкции железнодорожного транспорта и развития его на базе высшей техники".
А ещё 1955 год - это год смещения Г.Маленкова с поста председателя правительства, в результате чего резко возрос вес Н.Хрущёва в руководстве страны.
Это - так сказать, политические предпосылки для реконструкции тяги. Но ещё более важны были предпосылки технические. Среди них в первую очередь следует назвать прогресс в технике высоких напряжений. В частности, появление ЛЭП напряжением в 400 кВ (впоследствии поднятого до 500 кВ), которые позволили транспортировать электроэнергию на значительно бОльшие расстояния, чем прежде. В сущности, основа для массовой электрификации железных дорог СССР лежала именно в создании этой технологии. И вторая техническая предпосылка: успешные испытания мощного тепловоза ТЭ3, превосходящего своими возможностями все имеющиеся на тот момент паровозы.
Таким образом, можно сказать, что к ХХ съезду КПСС сформировались как технические. так и политические предпосылки для того, чтобы начать коренную реконструкцию тяги на железных дорогах СССР, которая затронула и другие отрасли железнодорожного хозяйства.