LmV:Это было связано также, ИМХО, и с "инерцией" в архитектуре. Наследием того времени, когда дома в принципе не строили выше 3-х этажей. Третий этаж, "иннерционно" мог иметь не столь высокие потолки. Мог быть, по сути, и антресольным. А 4-5 этажные здания - оказывались надстроенными 3-х этажными.
Однозначно, это было связано с инерцией в архитектуре. Вот только суть этой инерции заключалась несколько в другом. А именно – это был культ парадной лестницы! Богатые жильцы желали попадать в свои квартиры не иначе, как с парадной лестницы, внизу которой имелся богатый холл с камином и швейцаром, а сама лестница непременно должна была быть устлана ковром. Вот это триединство парадной лестницы, начинавшейся от входного холла, швейцара и ковра и создавало тот непременный «пакет роскоши», с которым ассоциировалось престижное жильё в многоквартирном доме. Правда, лестница должна была заканчиваться на втором этаже, т.к. подъём выше был для солидных господ утомительным. Вот и получается, что «Бель этаж», т.е. второй, в наибольшей степени удовлетворял их запросам.
И дело тут, ИМХО, не только и не столько в лифтах (они были маленькими), но и в отоплении домов, а, изначально, ещё и в водопроводе и канализации (точнее - в отсутствии оной).
Лифты, разумеется, были маленькими. Но дело в том, что мужчины и женщины в любом случае не могли находиться в них одновременно, т.к. это считалось неприличным. Поэтому в больших лифтах и не было нужды. Подъём даже супругов осуществлялся попеременно: это в любом случае занимало не больше времени, чем поход по лестнице. Но в случае наличия лифта господа заходили в него в нижнем холле, а выходить могли на 3-м или 4-м этаже, не затрачивая при этом физических усилий. Поэтому дорогие квартиры также «поднялись» с «Бель этажа» вверх. Повторяю: это хорошо видно сегодня по фасадам богатых доходных домов конца 19 – начала 20 вв. Квартиры с эркерами и балконами – это и есть те самые вип-аппартаменты. И они все чаще располагаются на третьем и четвёртом этажах, хотя до этого были сплошь на втором. Впрочем, есть в Питере дома, которые строились не для русских жильцов, а к примеру, для финнов. Такой дом, (даже целый жилищный комплекс), есть у Финляндского вокзала. На его примере хорошо видно разница между православной и протестантской культурой с тягой последней к скромности, нежеланию выделяться. В нём по виду фасада разница в квартирах не заметна, а балконы сделаны для совместного использования: выбивания ковров и мебели.
А возвращаясь к культу парадных лестниц, замечу, что в лифтовую эпоху их старались делать в каждой парадной, для чего хорошо подходила компоновка дома с парадным двором - "курдоньером". Это увеличивало площадь фасада и позволяло в рекламных объявлениях писать, что все окна выходят на улицу (точнее - на уличную сторону, а не на тыльную).
И да, со второго этажа может быть терраса парадного (или садового) входа, а с верхних - хрен.
В том-то и дело: я подробно пишу об этом выше.
Но на более высокие этажи сложнее топливо поднимать, и золу выбрасывать.
Ну, формально это были проблемы прислуги, которые жильцов мало беспокоили. Но вот подниматься и спускаться на высокие этажи приходилось уже на собственных ногах. Поэтому в долифтовую эпоху на них селилась публика победнее.