Старейшее предприятие Горьковской магистрали - моторвагонное депо Горький-Московский - готовится встречать 150-летний юбилейДнем рождения моторвагонного депо Горький-Московский принято считать 1 августа 1862 года. Строительство депо, получившего название «Паровозное депо восьмого участка службы тяги Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железных дорог», продолжалось около пяти лет. Был построен большой каменный сарай с деревянной крышей. 1 августа из ворот паровозо-вагонных мастерских был подан состав первого поезда на Москву. Об этом историческом событии сообщили «Нижегородские губернские ведомости» 11 августа 1862 года. В январе 1863 года на Московско-Нижегородской железной дороге уже насчитывалось 94 паровоза, значительная часть которых была приписана к нижегородскому депо.
Осенью 1941 года силами работников депо был построен знаменитый бронепоезд «Козьма Минин». Строили его в свободное от работы время, жертвуя редкими часами сна и отдыха. Сотрудники локомотивного депо приняли активное участие в формировании специальной паровозной колонны в составе 34 паровозов, которая занималась ремонтом подвижного состава на прифронтовых железных дорогах. За героический и самоотверженный труд коллектив депо был удостоен ордена Отечественной войны первой степени.
Коллектив депо неоднократно удостаивался высоких наград за высокое качество обслуживания пассажиров Горьковского узла. Например, в ходе Всесоюзного социалистического соревнования, посвященного 50-летию СССР, ТЧ Горький-Московский дважды завоевывало переходящее Красное Знамя Совета министров СССР и ВЦСПС. В 70-е годы депо стало предприятием высокой производственной культуры.
В 80-е годы инженеры и рабочие депо впервые на сети дорог разработали и внедрили метод пригородных перевозок сдвоенными 20-вагонными поездами. Два сдвоенных экспериментальных электропоезда были введены в эксплуатацию на участке Горький – Гороховец в июле 1982 года. Они сразу же показали свою высокую эффективность. Новый метод особенно оценили тысячи пассажиров, живущих в районе Дзержинска. Опыт локомотивного депо заинтересовал железнодорожников Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов.
Сегодня депо динамично развивается, осваивая новые технологии в рамках пилотного внедрения бережливого производства. Здесь выполняется текущий ремонт всех электропоездов Горьковской железной дороги. Депо обеспечивает пригородные перевозки на Южном ходу от Вековки до Сергача, а на Северном – от Владимира до Ежихи. Кроме того, два скоростных электропоезда курсируют на участках Нижний Новгород – Киров и Нижний Новгород – Казань. Именно в этом депо применено вождение «модульного» поезда сообщением Нижний Новгород – Арзамас – Муром – Сергач.
http://gzd.rzd.ru/news/public/gzd?STRUC ... &id=131525