Exval:Во-первых, нетрудно заметить, что в России – огромный потребительский рынок. Люди тратятся на автомобили, путешествия, жильё, развлечения, и т.д. Да, в последние 3 года этот рынок значительно «просел», но он по-прежнему весьма и весьма обширен.
Автомобиль как раз дает существенное удешевление поездки по сравнению с поездами РЖД (кроме нефирменных сидячек и пригородных поездов в большинстве регионов), если едут 2 человека и более. Не говоря про иные преимущества - независимость от расписаний, неизвестных попутчиков, беспересадочная поездка прямо от своего подъезда итд. И как раз рост числа личных а/м является одной из причин снижения пассажиропотока у РЖД.
А наличие потребительского рынка само по себе не говорит о том, что будет достигнут необходимый спрос на скоростые поезда.
Exval:Да зачем далеко ходить? Достаточно посмотреть на те немногочисленные скоростные поезда, которые у нас ходят – и увидеть, что они отнюдь не пустуют. (И это – при том, что тарифы на них стабильно растут).
Вы же изначально говорили про 200 км/ч, что есть только на направлении Москва-Питер, и это попадает под определение высокоскоростного сообщения.
Москва-Нижний – скорости до 160 км/ч, тарифы скоростных находятся на уровне плацкарта или фирменного плацкарта – в среднем 1200…2200 руб на полный маршрут.
Все остальные направления – скорости до 120-140 и уровень цен укладывается в обозначенные мной 2…3 руб/км. За исключением немногочисленных вагонов купе, а также последних блоков мест при приближении загрузки к 100%, за счет действия динамических тарифов.
По сути дела, все остальные т.н. "скоростные" дневные экспрессы - это стремление перевозить пассажиров по более низким ценам, чем плацкарт или купе, это приближение цен к уровню автобуса. Для этого применяют вагоны с меньшей себестоимостью пассажиро-места и пытаются сделать более удобными графики и скорость выше, что привлекает пассажиров, в результате также снижается себестоимость.
Пожалуйста, Воронеж-Москва – любимый многими пассажирами комфортный двухэтажный состав, сегодня цена на полный маршрут 979 руб на 580 км, это 1,68 руб/км.
Exval:То, что себестоимость поездок в скоростных поездах существенно превышает аналогичную в обычных – не более, чем досужий миф.
Давайте исходить из тех расходов, которые будет нести перевозчик. Если речь про высокоскоростное сообщение, то там инфраструктурная ставка в 2,5-3 раза выше обычных поездов, порядка 1000 руб/км. Под «обычные скоростные» ФСТ весной существенно понизила ставки, после долгих дискуссий с РЖД, в расчете на то, что объемы движения этого типа в ближайшее время вырастут. Хотя ставка все равно несколько выше, чем для скорых поездов. Вы правы, что за счет роста скорости один и тот же состав может совершить больше рейсов за период, за счет этого снижаются удельная стоимость амортизации на поездо-км, а также расходы, привязанные ко времени, например, ФОТ локбригады и персонала, но перекроет ли это возросшие инфраструктурные ставки – большой вопрос. Германия – это Германия, там по линиям большие объемы движения скоростных, линий с парностью этого типа меньше 10-15 поездов в сутки, вероятно, нет вообще, а по основным магистралям парность 3-4 десятка, поэтому расходы на 1 поезд ниже. Я не знаю, как у них идет расчет пользования инфраструктурой.
Exval:Хотя я согласен с Вами, что в качестве полигона для развития скоростного пассажирского движения следует рассматривать в первую очередь линии, радиально отходящие от Москвы. Например, тульскую, о которой мы тут говорили несколько дней назад.
Вот как раз до Тулы, когда запустили Ласточки, цена выросла по сравнению с бывшими 800-ми поездами раза в 1,5, рублей до 800, и народ не поехал, через месяцок пришлось снижать. И с такой трассой М2, с движением автобусов и маршруток по десятку в час, там вряд ли получится существенно накрутить тариф.
Exval:Даже в тех случаях, когда организация скоростного движения требует выноса грузовых поездов, это является шагом оправданным. Я уже много раз приводил на этом форуме сравнение с грузовыми фурами , которым по всему миру запрещён заезд в города и они следуют в объезд. И нигде это ограничение не рассматривается как «удушающее» грузоперевозки.
Это прекрасно, но хорошо бы это увидеть в деньгах, применительно к железной дороге. И хорошо, когда есть дублирующие линии, на которые можно вынести движение.
Exval:Просто для этого должно быть отведено другое время. Например, ночное. И всё срастётся.
Если объемы этого грузового движения не особо большие, десяток пар, тогда наверное. А что делать, когда их 30-40 и выше?