Exval: Отчего так - как Вы думаете?
С его позволения отвечу его же словами:
«... Мое мнение основывается на том, что наука неотделима от бизнеса, а зачастую еще и от политики. То есть, парни в белых халатах с пробирками и осцилографами – это не какие-то инопланетяне с другой планеты, которые питаются солнечной энергией, а главное их развлечение – это проводить исследования. В 99.99% случаев ученые (за исключением людей по типу Гриши Перельмана, у которых просто огромные проблемы с социализацией) – это такие же люди, как и мы с вами, которые хотят хорошо кушать, ездить на хорошей машине и жить в большой квартире. Также большинство из них совсем не против быть популярным и ходить на телевизионные передачи в качестве эксперта.
Проще говоря, большинством работников научной сферы управляют такие же мотивы, как и работниками всех остальных отраслей: материальная выгода, социальное одобрение, признание, слава.
Тогда что мешает делать из науки такой же бизнес? Да еще и с примесью политики, ведь «политический заказ» зачастую гораздо более прибылен, чем запрос от бизнеса.
Здесь мы подходим к очень интересному вопросу: а как вообще финансируется наука и определенные исследования?
Если вы подались в научную сферу, то у вас есть два способа заработать: работать преподавателем и учить студентов/аспирантов в ВУЗах и, как дополнение или полная альтернатива, заниматься исследованиями.
Преподаванием много денег не заработаешь, как в СНГ, так и на Западе. Остаются варианты исследований. Как они финансируются? – через систему грантов. Чтобы не выдавать деньги на исследование проблем кислых щей, существуют некие структуры, которые субъективно оценивают, стоит на это выделить деньги или нет. Они могут быть как государственными, так и коммерческими (различного рода фонды).
За счет такой системы строится достаточно понятная рыночная модель проведения исследований. Если лица, принимающие решения о выдаче грантов, не верят в ваши идеи, то вы не получите денег и никаких исследований не будет.
С другой стороны, даже если вы не сказать что шибко исследователь, но у тех, кто выдает гранты, есть запрос на определенные исследования и предопределенный результат этих исследований, то вы вполне можете на этом подзаработать. Вариантами таких заказных «исследований» является множество как бы научных результатов по теме психиатрии, равенство всех рас по любым навыкам (спорту, IQ, долгожительству и так далее), отсутствие генетической предрасположенности к психическим заболеваниям. Здесь же множество спорных результатов исследований по теме экономики.
Другая крайность – это рынок стартапов, где в центре перспективной компании будущего должна стоять какая-либо прорывная технология. Иначе как компания в будущем заработает миллиарды, если будет делать то же самое, что и все остальные? Нет свежей прорывной технологии – значит вы и не получите миллиардных инвестиций под ее доработку и вывод на рынок.
Отсюда и формируется спрос на как бы гениальных ученых, которые занимаются разработкой чудо-технологий, по типу самопилотируемых автомобилей, летающих машин, нанотехнологий, супер-аккумуляторов, синтетической еды, и так далее. И не столь важно, что ни одна из этих технологий на момент начала ее муссирования в СМИ и получения денег под ее разработку не была хоть сколько-нибудь близка к выходу на рынок в течение ближайших 10 лет (хотя конечно всегда обещают запуститься буквально уже через пару лет), либо экономика этой новой технологии не будет сходиться (будет убыточной) в ближайшие лет 20-30.
Uber в 2013 году искал повод оправдать перед своими инвесторами убыточность и бесперспективность своей модели, и как раз под руку подвернулись ребята из научных институтов, которые игрались с как бы самоуправляемыми автомобилями. Их схантили из их института, поставили огромные зарплаты, назначили опционы и продолжили собирать миллиарды уже не просто под идею мобильного приложения для заказа такси, а именно компании, которая создаст первые в мире самопилотируемые такси, что позволит значительно снизить себестоимость поездки. Машины с автопилотом предполагали массово запустить на улицы города уже через 4-5 лет. На текущий момент ни одна автопилотируемая машина без водителя не выезжала на улицы городов.
Являлась ли технология автомобильного автопилота на тот момент фейком и пустышкой? Безусловно, с обещаниями реализовать ее через 5 лет, это было чистым надувательством, и сами инженеры и ученые в этой сфере прекрасно это понимали, но тем не менее подписались под этими прогнозами.
Считаю ли я эту технологию полностью бесперспективной? Конечно же нет. Через несколько лет мы в любом случае увидим некую реализацию этой идеи, но скорее всего она будет не такой красивой, что вы сможете купить машину, которая сама будет ездить по разбитым дорогам условного Саратова, в сочетании с чрезмерной опасностью, которую вызывает стиль вождения местных автомобилистов.
В любом случае это будет некая изолированная среда, где автопилот сможет работать только при куче допущений и ограничений, таких как выделенные полосы, невозможность заезда во дворы, медлительность, необходимость установки сотен датчиков на пути автопилота, которые должны помогать ему в дороге.
Даже при всех этих условиях стоимость и ремонтопригодность автопилотируемого автомобиля не будет идти ни в какое сравнение со стоимостью автомобиля без автопилота...»