Примерно полгода назад задумал я большое историческое исследование с региональным уклоном. Но до сих пор не завершил его до конца. Возможно, и вряд ли завершу. Но чтобы не пропадал труд, выкладываю начало пути, ту часть, которую можно рассматривать отдельно от остальных. Надеюсь, кому-нибудь это тоже будет интересно.
В чем суть. Взял я имеющиеся в наличии исторические расписания и стал тупо методично выписывать скорые поезда, а для ранней эпохи ещё и курьерские, курсировавшие по участку Москва-Курск (в одном, именно этом направлении). Учитывалось число ниток графика, периодичность курсирования во внимание не принималось.
Сначала разбил линию на три участка Москва-Тула, Тула-Орёл, Орёл-Курск. Получил время хода по участкам и время стоянки.
Но возникла проблема: в 1964 г. существовали скорые поезда, следовавшие без остановок в Туле и Орле. Пришлось для сопоставимости результатов также составить отдельную таблицу для этих ниток, сравнивая их с поездами из графиков других лет, имевшими минимальное время хода, сформировав таким образом "группу наибыстрейших".
Получилось две таблицы и 4 графика.

Примечание: в графе год показано меньшее число для графиков движения, захватывающих два календарных года.
Жирным выделены минимальные и максимальные значения. Подчеркиванием - просто любопытные. Как видно среднее время хода в 1967 г. составляет 6:56. А в 2013 г. на минуту больше.
Самая нижняя строка показывает время хода, которое можно было бы достичь при уровне развития техники соответствующего исторического периода. Получено оно суммированием минимальных времен хода по участкам и минимальных времен стоянок.
Хотя минимальное значение, конечно, с тех пор улучшилось. Всё-таки 47 лет прошло.

Расхождение между всеми и наибыстрейшими поездами последнее время увеличивается.

Великая Отечественная война отбросила курский ход в плане скорости на 70 лет назад.
Размах минимального и максимального значений также имеет тенденцию к увеличению.

Раcпределение по участкам. Заметно влияние интенсивного пригородного движения в Подмосковье.

Время стоянок.

Справочно: электрификация на участке Серпухов-Скуратово введена в эксплуатацию (согласно "Кратким сведениям...") в 1957 г., на участке Скуратово-Курск в 1959 г. Однако, отсутствие информации (расписаний за 50-е гг.) не дает возможности проанализировать влияние электрификации на скорость движения пассажирских поездов.
В чем суть. Взял я имеющиеся в наличии исторические расписания и стал тупо методично выписывать скорые поезда, а для ранней эпохи ещё и курьерские, курсировавшие по участку Москва-Курск (в одном, именно этом направлении). Учитывалось число ниток графика, периодичность курсирования во внимание не принималось.
Сначала разбил линию на три участка Москва-Тула, Тула-Орёл, Орёл-Курск. Получил время хода по участкам и время стоянки.
Но возникла проблема: в 1964 г. существовали скорые поезда, следовавшие без остановок в Туле и Орле. Пришлось для сопоставимости результатов также составить отдельную таблицу для этих ниток, сравнивая их с поездами из графиков других лет, имевшими минимальное время хода, сформировав таким образом "группу наибыстрейших".
Получилось две таблицы и 4 графика.
Примечание: в графе год показано меньшее число для графиков движения, захватывающих два календарных года.
Жирным выделены минимальные и максимальные значения. Подчеркиванием - просто любопытные. Как видно среднее время хода в 1967 г. составляет 6:56. А в 2013 г. на минуту больше.
Самая нижняя строка показывает время хода, которое можно было бы достичь при уровне развития техники соответствующего исторического периода. Получено оно суммированием минимальных времен хода по участкам и минимальных времен стоянок.
Хотя минимальное значение, конечно, с тех пор улучшилось. Всё-таки 47 лет прошло.
Расхождение между всеми и наибыстрейшими поездами последнее время увеличивается.
Великая Отечественная война отбросила курский ход в плане скорости на 70 лет назад.
Размах минимального и максимального значений также имеет тенденцию к увеличению.
Раcпределение по участкам. Заметно влияние интенсивного пригородного движения в Подмосковье.
Время стоянок.
Справочно: электрификация на участке Серпухов-Скуратово введена в эксплуатацию (согласно "Кратким сведениям...") в 1957 г., на участке Скуратово-Курск в 1959 г. Однако, отсутствие информации (расписаний за 50-е гг.) не дает возможности проанализировать влияние электрификации на скорость движения пассажирских поездов.
Руки прочь от ночных поездов!