Ошибки в строительстве ж.д. РИ

До конца 1860-х строительство ж.д. в РИ шло вполне логично. Однако, с началом ж.д. бума мы видим, что стал происходить резкий перекос в строительстве, по приципу "тут пусто, а тут - густо". Как считаете: почему так было?
Предупреждаю сразу. Я не хочу говорить по принципу "знал бы где упасть", т.к. врядли кто предвидел все нехорошие события 20-го столетия. Я про неравномерное развитие ж.д., с очевидно странной логистикой и экономической составляющей, и проблемы, возникшие после этого.
1) Строилось дохрена ж.д. линий южнее Москвы (Черноземье, Малороссия), при этом, зачастую, они ориентированы под сиюминутный заказ, и, по сути, представляют собой пример броуновского движения грузов и малых групп людей, без сливания в единую супермагистраль.
2) ЕТР северо-восточнее СПб напрочь лишена ж.д. вплоть до начала 20-го века (а то и позже), при этом умудрились на 35 лет отложить строительство СПб-Вологда (хотя трассировка была, и линия из Москвы была подведена).
А даже когда и сделали, то получилось, что ж.д. сообщение СПб-Архангельск таково, что поезда описывают путь чуть не в два раза больше, чем ортодромия.
Линия же к незамерзающей Кольской губе (через Петрозаводск) была проведена только тогда, когда "жареный кабан укусил", т.е. в 1916 году. При том, что в ВКФ сеть активно развивалась.
Про Великую Пермь (Коми) молчу, ибо воркутинских уголь и ухтинский газ не были разведаны ещё, зато когда построили - линия получилась реально удачной.
3) Линии, интегрирующие ЕТР и Сибирь начинают строить лишь ближе к рубежу веков, при этом, внезапно,путь в Сибирь из Москвы оказывается неоправданно длинным, из СПб же - неприлично крючным.
Предлагаю обсудить причины.
Предупреждаю сразу. Я не хочу говорить по принципу "знал бы где упасть", т.к. врядли кто предвидел все нехорошие события 20-го столетия. Я про неравномерное развитие ж.д., с очевидно странной логистикой и экономической составляющей, и проблемы, возникшие после этого.
1) Строилось дохрена ж.д. линий южнее Москвы (Черноземье, Малороссия), при этом, зачастую, они ориентированы под сиюминутный заказ, и, по сути, представляют собой пример броуновского движения грузов и малых групп людей, без сливания в единую супермагистраль.
2) ЕТР северо-восточнее СПб напрочь лишена ж.д. вплоть до начала 20-го века (а то и позже), при этом умудрились на 35 лет отложить строительство СПб-Вологда (хотя трассировка была, и линия из Москвы была подведена).
А даже когда и сделали, то получилось, что ж.д. сообщение СПб-Архангельск таково, что поезда описывают путь чуть не в два раза больше, чем ортодромия.
Линия же к незамерзающей Кольской губе (через Петрозаводск) была проведена только тогда, когда "жареный кабан укусил", т.е. в 1916 году. При том, что в ВКФ сеть активно развивалась.
Про Великую Пермь (Коми) молчу, ибо воркутинских уголь и ухтинский газ не были разведаны ещё, зато когда построили - линия получилась реально удачной.

3) Линии, интегрирующие ЕТР и Сибирь начинают строить лишь ближе к рубежу веков, при этом, внезапно,путь в Сибирь из Москвы оказывается неоправданно длинным, из СПб же - неприлично крючным.
Предлагаю обсудить причины.