zz27: v_gildenberg:Шучу, конечно. Но ЖД и автобус — не конкуренты. Один — инфраструктура, другой — такси на дальняк. Оба нужны, но «дешевле» — не всегда «эффективнее».»

На пригороде — 100% конкуренты. Автобусы могут быть сколь угодно ужасными, но их много. Вместо одного поезда могут быть пять пазиков, обеспечивая выбор времени отправления, причём скажем два могут быть с заездом во все деревни, а два экспрессом, а ещё один перенаправить на направление без ж/д, в то время как единственный поезд без вариантов повезёт с остановками по всем колхозам.
Верно — на пригородных направлениях (особенно 10–100 км) автобус и электричка — прямые конкуренты. И да:
— Гибкость автопарка (пять ПАЗиков вместо одного поезда),
— адаптация под спрос (экспресс, заезд в деревни, переброска на новое направление),
— частота отправлений - это всё невероятно ценно для пассажира.
Ж/д в этом плане — жёсткая, инерционная система: один график, все остановки, перенастроить — как корабль развернуть.

Проблема возникает, когда автобусы есть только «на бумаге» — раз в день, в минус 30, с отменами по погоде. Тогда «выбор» превращается в иллюзию. Но если автопарк действительно развит, надёжен и регулярен — да, он часто удобнее, особенно за пределами крупных узлов. Так что да — на пригороде "автобус vs электричка" конкурируют напрямую. И хорошо, когда пассажир имеет выбор — а не вынужден терпеть «единственный поезд через все колхозы».
