Exval:А делить доходы железной дороги на пассажирские и грузовые надо, да. Доходы вообще лучше всегда делить, чтобы ясно понимать: что приносит деньги, а что - нет.
Я согласен на уровне идеи. Но тогда нужно продолжать реформу и делить не только доходы, но и расходы.
Допустим, государство бы осталось собственником путей (инфраструктуры), а весь подвижной состав разошелся бы по частным перевозчикам. Именно частным, а не специально выделенным в дочерние структуры. И тогда в конкурентной среде мы бы по крайней мере увидели реальную себестоимость если не инфраструктуры, то хотя бы содержания ПС.
А в идеале — и вовсе приватизировать РЖД целиком и полностью. Но только все ее активы должны быть внесены государством в уставный фонд по коммерческой цене. И покупатель активов либо остается должен государству и в счет долга выставляет социальные цены на билеты, либо оплачивает все целиком.
А получилось все очень оригинально: государство отдает РЖД на халяву все имущество МПС и еще и приплачивает то за пригородные перевозки, то за дальние, то кредиты на локомотивы, то на вагоны, то еще на какую лабуду. А на каком, простите, основании? Сколько денег РЖД вложила в пути, вагоны и локомотивы, доставшиеся ей от СССР?
Лично я считаю, что нужно или полностью все переводить на коммерческую основу, приватизировать линии и подвижной состав (начать, например, с линии Ярославль — Рыбинск или Москва — Себеж, или целиком весь узел дорог бывшей Виндаво-Рыбинской дороги), или оставить все как было при МПС: единый парк, единое управление, единый бюджет.
То, что получилось — это epic fail. Полный провал и бардак. Пригородные перевозки развалили в щепки, дальние планомерно убивают. И даже в грузовом секторе вопросы: с одной стороны, вроде хорошо, что
вагонный парк чуть не удвоился по сравнению с 1990-ми: сейчас 1,2 млн, в начале 2000-х было 800 тысяч. Эффективность использования парка снизилась, но вроде как цены на аренду вагонов в конкурентной среде начали падать. С другой, система оказалась негибкой: и если уже даже
вагоностроители затребовали субсидий и законодательного ограничения производственных мощностей, то в чем можно упрекать пассажирский сектор?
Поэтому — еще раз — да, доходы лучше делить. Но только тогда, когда расходы тоже поделены. То, что делает РЖД — это дружба вместе, табачок врозь.