Колхозник: Магистральный ход , связывающий Москву, Саранск,Самару и Уфу нагнуть в пользу грузового движения - это самое умное, что можно было сделать для пасс движения.
Там в принципе не не так все и плохо.
От Мск до Саранска 600 км дневной 119/120 ходит за 7,5-8 часов.
До Самары разогнали несколько ночников.
Надо просто понять, что сегодня самой главной целью жд в междугороднем сообщении является пакс с дистанцией перевозки до 600-1000 км. И чем меньше расстояние между эквивалентными по населению городами, тем выше потенциальный пассажиропоток. Разумный предел поездки паксов, на которых надо ориентироваться в стратегии организации перевозок, это 1200-1500 км, самый край 2000. С учетом плохой связности авиационной маршрутной сети, связности по земле с аэропортами (а над этим надо работать, в том числе и ФПК, и сдвига часовых поясов. Из Москвы, как города с самым развитым авиасообщением, до территорий, где оно оно также развито, массовый поток возможен на расстояния до ~1000 км, при текущей маршрутной скорости поездов. К этому также подтягивается и Питер (см недавний провал сообщения СПб-Казань, Ебург и прочее). Лоу-кост авиация хорошо бьет и по ночникам на типичных жд маршрутах до 10-12 часов пути, которые ранее были успешными, например, Москва-Киров. Конечно, есть некоторые исключения по дальним поездкам - южные курорты (но учитывая, что большинство составов этих маршрутов используются сезонно 3-4 месяца в году, а в периоды курсирования потоки неравномерны, например, в июне загрузка поездов с юга низкая, то выгодность их под большим вопросом), а также вахтовые перевозки в ХМАО-ЯНАО и Коми. Ну и восточнее Урала среднее расстояние поездки в целом объективно выше.
Маразм в том, что между соседними агломерациями, генерирующими приличный пассажиропоток (например, Саратов-Волгоград), при немалом числе ниток, по ряду дней однако возникает ситуация, что все поезда идут только в 1й половине дня, а после обеда вообще не уехать. Или где-то в ночь нормально не уехать, итд.
Исходя из этого:
1) Да, увеличение маршрутных скоростей
2) Уделить максимум внимания интервалам, равномерности распределения поездов, удобству времени прибытия-отправления. Это касается таких ходов как Транссиб, Челябинск-Уфа-Самара-Саратов-Волгоград и проч. И ежедневной периодичности, или накрайняк по дням недели. Массово применять многогруппные поезда.
3) установить конкурентоспособный тариф в сидячие вагоны на дистанции до 200 км.
Поэтому необходимо создание круглогодичного ядра маршрутов с нормальной средней скоростью (70-80 км/ч, в зависимости от возможностей инфраструктуры), что должно достигаться:
- уменьшенной массой поезда, составность максимум 15 вагонов, или двухэтажки аналогичной массы
- произведением технических операций на крупных пассажирообразующих станциях, никаких Звезд и Истоков.
Вот на участках типа Челябинск-Самара, Самара-Волгоград и др порезать 90% маршрутов, назначить 3-4-5 пар круглогодично, исходя из данных принципов, ориентируя их на удобство перевозки на расстояния до 500-1000 км, чтобы между соседними агломерациями (Самара-Уфа, Уфа-Челябинск, Саратов-Волгоград...) были утренние (отправление не ранее 6.30), дневные, вечерние (прибытие не позже 23ч) проходящие поезда, а для связей от 450-500 км также и ночные. К ним в дополнение 1-2 таких же нитки назначением в период летних перевозок и больших праздников (вместо регулирования одного маршрута по четным-нечетным путем исключения составов). Во всех данных поездах также необходимо присутствие сидячих вагонов. А все остальное, типа летних Уфа-Адлер и им подобных, уже прокладывать, как придется.
Для участков протяженностью до 400-600 км с большим пассажирообменом на внутренних станциях участка (Самара-Пенза, Екб-Тюмень, Курган, Пермь, Киров-Нижний, Казань-Нижний и др) - дневные перевозки МВПС с 3 классами, 3й класс по пригородному тарифу, для регионов с дешевым пригородным тарифом (Самарская обл, Свердловская, Тюменская, Новосибирская, Омская, Кузбасс, Красноярский край, Иркутская и др) - повышенный тариф относительно обычного пригородного в зоне до 50-100 км от агломераций. Дифференцирование тарифов не только по сезону, но и по дням недели.
В общем, кроме многих маршрутов в пределах 1000-1500 км от Москвы, нескольких таких же от Питера, и единичных в регионах, ВСЁ СНЕСТИ К ЧЕРТЯМ, и создавать маршрутную сеть с нуля, исходя из новой парадигмы!