Ничего ж себе! В конце мая уезжали с него. Такое впечатление, что находились на полузапущенной станции в нашей провинции. Неопрятные, местами рассыпающиеся платформы, высокая трава на путях, разваливающиеся деревянные шпалы, ну и само здание и внутренний двор вокзала тоже аутентичны. В расписании за сутки не более 15 пар поездов. Стояли какие-то 3 вагона международника, до Нови Сада подали новенький Штадлер, контрастирующий с окружающей обстановкой. Перед самым отъездом видели прибытие какого-то ночного международника, тоже вагона 3 или 4. Скорость по отправлению черепашья, так и ползли километра 4, пока не вышли на основную магистраль. Там стали разгоняться до 100 и местами 120, но счастье продлилось недолго - после развилки в районе ст. Инджия основная двупутная линия ушла в Хорватию, а по нашей однопутке на Нови-Сад скорости упали до 80 с нередкими ограничениями до 30-40, а линия, ведущая на север страны и далее на Будапешт, стала напоминать какую-то межколхозную. Правда, работают РЖДшные путеуклачики и иная техника - сербская зализница весьма активно реконструируется. Далее видели такую же технику на участках от Смедерево на Велику Плану и Ниш. Но продолжение линии на Угорщину и вовсе привело в ужас. Покупая билет на электричку из Нови Сада в Суботицу, смутились временем пути - более 2 часов, но не утрудились соотнести это с оценкой расстояния по карте. Проехав пару перегонов со скоростью 60, Штадлер выбрал отметку "40" и более не превышал ее всю остальную часть пути. А пейзажи стали совсем откровенно колхозные - поля, мелкие депрессивные деревушки, запущенные станции. Здесь гламурный Штадлер казался однозначно лишним, а подошел бы какой-нибудь потертый электровоз полувековой давности с парочкой подобных ламповых вагонов. Причины таких скоростей явно в печальном состоянии полотна, рельеф везде плоский (в отличие от однопутного участка перед Нови Садом). Почему электрифицированная магистраль на Суботицу и Будапешт, по которой в принципе неплохой трафик, и в том числе проходят два поезда в Австрию, находится в столь удручающем состоянии - не понимаю.
Линия из Суботицы в Сомбор неэлектрифицирована, ходят мытищенские двухвагонные РАшки, пободрее, скорости в основном 60-80. Но перед всеми нерегулируемыми переездами полная остановка с подачей сигнала. Салон с креслами 2+2 вполне комфортен, остается сожалеть, что наши РЖД не заказывают у наших же производителей такое для пригородных перевозок. Да, встреченная потом в Смедерево ЭР31 тоже была с креслами. А вот в ЭР31 в ближайшем пригороде Белграда непонятно, что внутри: оба встретившихся поезда снаружи были люто заграфитчены, включая большинство стекол, и вообще было удивительно, что такой откровенный металлолом перевозит пассажиров.
Также воспользовались железкой по линии на Ниш, от Великой Планы до Белграда. Там много участков со скоростями 100-120, но и очень много ограничений до 30-50. Вокзал в Великой Плане на отшибе, маленький, грязный, на лавке спал какой-то вонючий бомж. Почти все ездят в Белград автобусами, в проходящий поезд село всего десятка 2-3 человек, правда, было уже довольно поздно. Вокзал Белград-Центр поразил отсутствием какой-то инфраструктуры типа точек продажи, залов ожидания, также не нашли там городского транспорта. Но после 0,75 сербской самогонки на двоих за 2 часа пути, как-то не сильно к этим поискам стремились, дошли до бульвара Воеводы Путника, где утроллейбусились до нужной точки в центр. Главная станция столицы реально расположена на каком-то пустыре, где в ближайшей пешей доступности нет ни магазинов, ни жилых кварталов, ни гостиниц, ни достопримечательностей.
В общем, для человека, который бывшие республики Югославии ранее посещал исключительно на машине, местная железка оставила суровое впечатление. Не, в Словении мы раньше много ездили по железке, но там все весьма цивильно.
Вокзал Белград-Центральный
https://c.radikal.ru/c19/1807/b6/68cc26531368.jpg
https://a.radikal.ru/a22/1807/7f/63a07db22c36.jpg
ЭР-31 на ст. Смедерево, на заднем плане - крепость.
https://b.radikal.ru/b40/1807/d7/ca21962897dc.jpg
Ст. Суботица
https://b.radikal.ru/b37/1807/6f/d6d24ceb045f.jpg
Прямо теперь захотелось затестить мега-гранд Белград-София и ночничок в Грецию через Скопье.